Москва. 18 апреля 2013 года – Образовательный центр Windsor (при поддержке Русско-Британской Торговой Палаты), организовал заседание в формате круглого стола на тему «Британское образование в Российской действительность: перспективность и доступность».
К участию в дискуссии были приглашены представители образовательных и кадровых агентств, специализированных онлайн-ресурсов по образованию и других компаний, работающих на образовательном рынке и, в частности, организовывающих обучение и стажировки за рубежом. Также мероприятие посетили выпускники британских ВУЗов как живое доказательство успешности британского образования. Каждый из спикеров, обладая четкой позицией и мнением по тому или иному вопросу, выражал свою точку зрения, приводя аргументы «за» и «против».
В ходе беседы обсуждались такие вопросы:
Востребованность кадров на российском рынке
Согласно Департаменту Образования города Москвы, более половины московских студентов получают дипломы менеджеров, экономистов, юристов и специалистов в области информационных технологий, не имея достаточной для трудоустройства по этим специальностям профессиональной компетенции. При этом более трети организаций города Москвы заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15-20% – квалифицированных экономистов и юристов.
Говоря о востребованности кадров, особым интересом пользовалось мнение HR-специалистов. «Работодатели в России обращают внимание на зарубежный диплом, особенно когда речь идет о приеме сотрудника высшего управленческого звена (что, как правило, очень времязатратный процесс), но чаще всего оценивают что стоит «за дипломом», какой опыт подкрепляет полученные знания», – поделился опытом Управляющий партнер кадрового агентства Trusted Personnel, Дмитрий Савельев.
В ходе обзора рынка молодых специалистов, оказалось, что среди выпускников британских образовательных учреждений выявляется явная претензия на получение более высокой заработной платы, что зачастую не вызвано наличием конкретных преимуществ у кандидатов. Говоря о принятии на работу сотрудников среднего звена, нужно отметить, что подход российских компаний значительно отличается от западных, где ротация кадров существенно ниже и людей подбирают с долгосрочной перспективой. Сложность трудоустройства специалистов, получивших образование в Великобритании, состоит в первую очередь в адаптации полученных знаний, и здесь приоритетом выступает опыт, приобретённый в России.
«Плюсы» и «минусы» британского образования
Суммируя мнения участников, самый большой плюс российского образования заключается в том, что оно более системное, однако явно проигрывает британскому в вопросе применения знаний, ориентации на практические навыки и критичность мышления. Зачастую, по возвращению на «родину» даже с ученой степенью встает проблема грамотности русского языка, практика которого заграницей отсутствовала.
Преподаватель английского языка МГУ им. Ломоносова Наталья Силаева отмечает, что и интересы студентов претерпевают изменения: «Многие рассматривают возможность получения британского образования не для того, чтобы уехать, а чтобы остаться. Эта тенденция особенно заметна на фоне европейского экономического кризиса».
Большую роль во всех этих вопросах, несомненно, играет специализация. Есть дисциплины, которые априори лучше преподаются на западе в силу долгой истории их формирования за рубежом, это относится к маркетингу, менеджменту, туристическому бизнесу. Но до сих пор технические науки лучше, чем в России нигде в мире не преподают. С гуманитарными науками дела обстоят проще и для трудоустройства вариантов больше.
Руководитель европейского отдела компании Students International, Ольга Кривилева, отмечает, что британское образование очень конкретное, перед началом обучения четко обговаривается программа обучения, студент уже заранее знает какие предметы ему предстоит пройти, в результате не получает лишней информации. На этот счет преподаватель МГУ, Наталья Силаева, имеет другое мнение: «Изобилие предметов в российской системе образования вполне оправдано. Высшее образование должно давать системность мышления, которого можно добиться, используя междисциплинарный подход. Корреляция предметов позволяет черпать знания из разных областей, чтобы в последствии развиваться лучше в своей».
Единогласно спикеры сошлись во мнении, что возможность изменения специальности на втором-третьем курсе института дает уже сформировавшейся личности выбрать дело, которому человек посвятит большую часть своей жизни. Чем система российского образования похвастаться пока не может.
Явный «плюс» британской системы – это освоение практических навыков. В российских школах в настоящий момент не учат, как делать презентации, как проводить исследования. Есть свобода, четкое понимает целей и задач, которое обговаривается заранее. Вот только какие его цели и задачи – целиком и полностью решение студента.
Другое явное преимущество британских учебных учреждений состоит в том, что информацию преподносят в формате интерактива – это и труднее, но и интереснее одновременно. Но и это – не для всех. Здесь чётко должна присутствовать лидерская позиция, потому как «за руку никто там не возьмет».
В вопросе стоит ли комбинироваться западное образование с российским все спикеры пришли к обоюдному мнению, что данная формула является одним из залогов успеха.
Рейтинги британских ВУЗов
«На данный момент осведомленность о рейтингах зарубежных ВУЗов у работодателей очень низкая. Ситуация с каждым днем улучшается медленно и еще рано говорить о том, что компании отдают предпочтение топ списку ВУЗов», – говорит Дмитрий Савельев. Пока что мы можем говорить о рейтингах в вопросах рассмотрения высоких должностей. Однако, «куда важнее процент трудоустройства, этот показатель, порой, гораздо выше у университетов с не самыми высокими позициями в рейтинге», – добавляет Ольга Кривилева, Students International.
Новые возможности для получения образования
Все большую популярность обретает дистанционный метод обучения. Дмитрий Абрамов, редактор информационной площадки об образовании «Теории и практики» уверенно заявляет, что «за ним – будущее». Современный тренд – это удачное комбинирование «онлайна» и «офлайна» и мощных преподавателей: это когда человек изучает теоритический блок и едет стажироваться заграницу. Он также приводит в пример тенденций будущего компанию, созданную Борисом Ливщицом в Санкт-Петербурге, когда хорошо ориентирующийся в сфере человек проходит курс у конкретного преподавателя, создателя учебного курса посредством онлайн коммуникаций. «Зачем получать знания не у лучших преподавателей, когда можно найти самого компетентного в сфере и зафиксировать его методику. На остальных же ложиться вопрос операционного обслуживания».
Это мнение поддержал и Дмитрий Савельев, отметив, что обучение в привычном понимании этого слова дает возможность обзавестись друзьями и деловыми контактами, контактами будущих партнеров. Дистанционное обучение ни чем не уступает знакомой нам системе обучения, но все зависит от того, как человек учился. Что и доказывает на практике Андрей Кобляков – имея ученую степень в сфере информационных технологий на данный момент он получает степень магистра дистанционным методом в Open University. «Это для людей, которые умеют планировать и ставить цели», – говорит он.
Особенности программы
International Diploma in Management and Leadership(Pre-Masters)
Образовательный центр Windsor в этом году запускает программу International Diploma in Management and Leadership, которая представляет собой программу годичного дополнительного бизнес образования, которая также может являться подготовкой к образовательной программе MBA. «Знание центр», имея большой опыт общения со школами и ВУЗами говорят, что большинство студентов МГИМО оценили достоинства программы Pre-Masters, отметив как сложно вливаться первые полгода в новый образовательный этап, что отразилось и на оценках первого полугодия. Явный «плюс» – это возможность плавной адаптации и понимания ожиданий от студентов, критерии оценки работ.
Методист Cambridge University Press, Анжела Татосян также заверила, что «Pre-Masters» дает дополнительное понимание системы британского образования и ведения бизнеса по европейским стандартам, а также учит планированию и организации деятельности, обращения с информацией».
Финансовая доступность программ британского образования
По словам Рены Осиповой («Знание-центр») тот небольшой процент (от 3 до 5), который приходит в агентство по подбору учебного заведения, не озадачены финансовой проблемой, в то время как большинство банков обращаются с предложением о предоставлении кредитов.
Ольга Кривлева из Students International добавила, что «большинство вопросов о грантах и кредитах возникает на образовательных выставках». Большинство регионов РФ, как республика Башкортостан, регулярно выдают различные премии, устраивают тендеры на выдачу 10-15 грантов.
Британское образование становится все более доступным для российских студентов, помимо Британского совета, который регулярно выдает гранты, увеличивается количество организаций. Редактор портала «Теории и практики» отмечает, что на их сайте можно найти информацию об организациях, выдающих гранты, но необходимо понимать, что грант означает наличие специфических условий и сама процедура занимает достаточно много времени. В будущем количество организаций будет только увеличиваться.
Стоит отметить также, что на сегодняшний день средняя стоимость обучения в ВУЗе Великобритании, входящий в топ-рейтинг, составляет 13 000 фунтов стерлингов за «Бакалавриат» (экономика, финансы и право) и 17 000 за «Магистратуру» (экономика, финансы и право), в то время как стоимость подобных программ российского ВУЗа составит 6 000 (вдове меньше) и 5 000 фунтов стерлингов соответственно.
Подводя итоги, ожидания всех участников заседания заключаются в том, что конкуренция на рынке труда растет уверенными темпами и в скором времени осведомленность и о рейтингах ВУЗов (как общих, так и предметных), и о конкретных преподавателях увеличится, а значимость качественного образования и наличие практических навыков повысятся в связи с потребностью квалифицированных специалистов.